Рабочая программа по предмету Информатика 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса разработана в соответствии с основ ными положениями федерального
государственного образовательного стандарта основного об щего образования, планируемыми результатами, требованиями Примерной
основной образова тельной программы ОУ и авторской программы Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой и ориентирована на использование учебнометодического комплекта:
1. Босова, Л. Л. Информатика : учеб. для 9 класса / Л. Л. Босова, Л. 10. Босова. - М. : БИ НОМ. Лаборатория знаний, 2015.
2. Босова, Л. Л. Информатика : рабочая тетрадь для 9 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
3. Босова, Л. Л. Информатика. 7-9 классы : метод, пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
ВКЛАД УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и
получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ);
• совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования,
исследовательской деятельности и т. д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
• воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения, стремления к созидательной деятельности и продолжению образования с применением средств ИКТ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Информатика – это естественно-научная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах
различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс
информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и постоянно растущее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного
аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и
использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений
современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные учащимися на базе
информатики способы деятельности находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных

областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы на
формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней
накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными
образовательными результатами
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль
фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий,
в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития
разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на
деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики для 9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики,
формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный
потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, способствует
теоретическое осмысление, интерпретации и обобщению этого опыта.
ВКЛАД УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
 формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и
получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ);
 совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, информационного моделирования,
исследовательской деятельности и т. д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
 воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения,
стремления к созидательной деятельности и продолжению образования с применением средств ИКТ.



ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В 7-9 КЛАССАХ:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет
развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания
роли информационных Процессов в современном мире;





совершенствование общеучебньгх и общекультурньгх навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся
и полученных новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитие навыков самостоятельной
учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения,
воспитание стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как:
1. расширенный курс в 5-9 классах (пять лет по одному часу в неделю, всего 170 часов);
2. базовый курс в 7-9 классах (три года по одному часу в неделю, всего 102 часов);
3. углубленный курс в 7-9 классах (7 класс - один час в неделю, 8 и 9 классы - по два часа в неделю, всего 102 часов).
Предлагаемая программа реализуется в рамках базового курса информатики в 7-9 классах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют
общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном
процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе,
другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной
деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
 владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации
с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области
информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов
информатики и ИКТ;
 способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических,
эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
• владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рас суждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и
выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления
информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.
ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи раз личных видов информации; навыков создания личного


информационного пространства (обращение с устройствами PIKT; фиксация изображений и звуков; создание письменных
сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и
использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации;
анализ информации).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Предметные результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
•
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования; оперировать единицами измерения количества
информации;
• оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объем памяти, необходимый для хранения информации;
время передачи информации и др.);
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
• составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
• анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
• перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе
использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
• выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
• строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств
(таблиц, графиков. диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник подучит возможность:
• углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной
науки, информационных процессах и их роли в со временном мире;
• научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
• научиться оценивать информационный объем сообщения, записанного символами произвольного алфавита;
• переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
• познакомиться с тем, как информация -представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических
изображений, звука;
• научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

• научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных
свойств логических операций;
• сформировать представление о моделировании как методе научного познания; компьютерных моделях и их использовании для
исследования объектов окружающего мира;
• познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов;
• научиться строить математическую модель задачи - выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
• понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на
предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
• оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию,
соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и
обратно);
• понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.;
• понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;
• исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
• составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
• исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
• исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
• исполнять алгоритмы с ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
• понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
• определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
• разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
• исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполните ля с заданной системой команд;
• составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
• определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для
формального исполнителя с заданной системой команд;
• подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;

• по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
• исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки од номерного массива чисел (суммирование всех
элементов массива; суммирование элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с заданными
свойствами; определение количества элементов массива, с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и
др.);
• разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
• разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии
Выпускник научится:
• называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
• описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
• подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
• оперировать объектами файловой системы;
• применять основные правила создания текстовых документов;
• использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
• использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах;
• работать с формулами;
• визуализировать соотношения между числовыми величинами; осуществлять поиск информации в готовой базе данных;
• применять основы организации и функционирования компьютерных сетей;
• составлять запросы для поиска информации в Интернете;
использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций.
Ученик получит возможность:
• научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса
и правилах организации индивидуального информационного пространства; научиться систематизировать знания о назначении и функциях
программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств
информационных технологий;
• научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы;
• расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества
с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности;

• научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам;
• познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в
разные моменты времени и т. п.);
• закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами
информационных и коммуникационных технологий;
• сформировать понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей, технических и экономических
ограничений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема
Тема 9.
Моделирование и
формализация (9
часов)

Содержание
План учебной деятельности
Понятия натурной и информационной Аналитическая деятельность:
• осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его
модели. Виды информационных моделей
(словесное описание, таблица, график,
свойств существенные свойства с точки зрения целей
моделирования;
диаграмма, формула, чертеж, граф,
дерево, список и др.) и их назначение.
• оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям
моделирования; определять вид информационной модели в
Модели
в
математике,
физике,
литературе,
биологии
и
т.
д.
зависимости от стоящей задачи;
• анализировать пользовательский интерфейс применяемого
Использование моделей в практической
программного средства;
деятельности. Оценка адекватности
• определять условия и возможности применения программного
модели моделируемому объекту и целям
моделирования.
Компьютерное
средства для решения типовых задач;
• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах,
моделирование.
Примеры
предназначенных для решения одного класса задач.
использования компьютерных моделей
при решении научно- технических Практическая деятельность:
• строить и интерпретировать различные информационные модели
задач Реляционные базы данных.
(таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок схемы алгоритмов);
Основные понятия, типы данных,
• преобразовывать объект из одной формы представления
системы управления базами данных и
информации в другую с минимальными потерями в полноте
принципы работы с ними. Ввод и
информации;
редактирование записей. Поиск,

Тема

Тема 10.
Алгоритмизация и
программирование (8
часов)

Тема 11. Обработка
числовой информации
в электронных
таблицах (6 часов)

Содержание
удаление и сортировка данных

План учебной деятельности
• исследовать с помощью информационных моделей объекты в
соответствии с поставленной задачей;
• работать с готовыми компьютерными моделями из различных
предметных областей;
• создавать одно-табличные базы данных;
• осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
• осуществлять сортировку записей в готовой базе данных
Этапы решения задачи на компьютере.
Аналитическая деятельность:
Конструирование алгоритмов: разбиение
• выделять этапы решения задачи на компьютере;
задачи на подзадачи, понятие
• осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
вспомогательного алгоритма. Вызов
• сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
вспомогательных алгоритмов.
Практическая деятельность:
Рекурсия. Управление, управляющая и
• исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
управляемая системы, прямая и обратная
• разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
связь. Управление в живой природе,
• разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
обществе и технике
нахождение минимального (максимального) значения в данном
массиве;
• подсчет количества элементов массива, удовлетворяющих
некоторому условию; нахождение суммы всех элементов
массива;
• нахождение количества и суммы всех четных элементов в
массиве;
• сортировка элементов массива и пр.
Аналитическая деятельность:
Электронные таблицы. Использование
• анализировать пользовательский интерфейс применяемого
формул. Относительные, абсолютные и
программного средства;
смешанные ссылки. Выполнение
• определять условия и возможности применения программного
расчетов. Построение графиков и
средства для решения типовых задач;
диаграмм. Понятие о сортировке
• выявлять общее и отличия в разных программных продуктах,

Тема

Содержание
(упорядочивании) данных

Локальные и глобальные компьютерные
Тема
12.Коммуникационные сети. Интернет. Скорость передачи
технологии (10 часов)
информации. Пропускная способность
канала. Передача информации в
современных системах связи.
Взаимодействие на основе
компьютерных сетей: электронная
почта, чат, форум, телеконференция,
сайт. Информационные ресурсы
компьютерных сетей: Все мирная
паутина, файловые архивы. Технологии
создания сайта. Содержание и структура
сайта. Оформление сайта. Размещение
сайта в Интернете. Базовые
представления о правовых и этических
аспектах использования компьютерных
программ и работы в сети Интернет

Повторение (2 часа)

План учебной деятельности
предназначенных для решения одного класса задач.
Практическая деятельность:
• создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по
встроенным и вводимым пользователем формулам;
• строить диаграммы и графики в электронных таблицах
Аналитическая деятельность:
• выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на
основе компьютерных сетей;
• анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в
Интернете;
• приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск
информации;• анализировать и сопоставлять различные источники
информации, оценивать достоверность найденной информации;
• распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия,
связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые пути их устранения.
Практическая деятельность:
• осуществлять взаимодействие посредством электронной почты,
чата, форума;
• определять минимальное время, необходимое для передачи
известного объема данных по каналу связи с известными
характеристиками;
• проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с
использованием логических операции;
• создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные
информационные объекты в виде веб-страницы, включающей
графические объекты

ПРИОРИТЕТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В 9 КЛАССЕ
Учебные действия
Сравнительный анализ
Построение собственной образовательной траектории
Написание реферата

Компетенция
Познавательно-информационная
Поисково-исследовательская
Учебная

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
П/П
1.
Моделирование и формализация
2.
Алгоритмизация и программирование
3.
Обработка числовой информации в электронных
таблицах
4.
Коммуникационные технологии
5.
Повторение

ОБЩЕЕ
9
8

ИТОГО

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
5
2
1
3
4
1

6

1

4

1

10
2
34

1
1
11

8
1
19

1
4

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Для достижения вышеперечисленных результатов используются следующие средства про верки и оценки: устный ответ, практическая работа,
проверочная работа, тест.
Критерии и нормы оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный, на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической
последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный, на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической
последовательности, при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные

ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерии и нормы оценки практического задания
Отметка «5»:
а)
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;
б)
самостоятельно и рационально выбрал и загрузил необходимое программное обеспечение, все задания выполнил в условиях и режимах,
обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в)
в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал
выводы.
Отметка «4»: работа выполнена правильно, с учетом 2-3 несущественных ошибок, исправленных самостоятельно по требованию
учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину, или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: в ходе работы допущены две (и более) существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже по
требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ
Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более од ной негрубой ошибки и одного
недочета, не более трех недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и
двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
недочетов, при наличии 4-5 недочетов.
Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено не менее 2/3 всей
работы.
Отметка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Перечень ошибок
Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приемов составления алгоритмов.

2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов; неправильно сформулированные вопросы
задачи или неверное объяснение хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки,
показывающие неправильное понимание условия задачи или неверное истолкование решения, применение операторов в программах, их
незнание.
4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
5. Неумение готовить к работе ЭВМ, запускать программу, отлаживать ее, получать результаты и объяснять их.
6. Небрежное отношение к ЭВМ.
7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.
Негрубые ошибки.
1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия;
ошибки синтаксического характера.
2. Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3. Нерациональный выбор решения задачи.
Недочеты.
1. Нерациональные записи алгоритмов, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы.
1. Босова, Л. Л. Занимательные задачи по информатике / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю. Г. Коломенская. - М. : БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2006.
2. Информатика. 8-11 классы. Активные методы обучения / авт.-сост. Л. Н. Харченко. - Волгоград: Учитель, 2014.
3. Программирование. 7-11 классы: информационно-познавательная деятельность учащихся / авт.-сост. М. Н. Капранова. - Волгоград :
Учитель, 2014.
4. Увлекательная информатика. 5-11 классы : логические задачи, кроссворды, ребусы, игры / авт.-сост. Н. А. Владимирова. - Волгоград :

Учитель, 2013.
2. Цифровые образовательные ресурсы.
1. Методическая служба. Босова Л. Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 9». - Режим доступа:
http://raetodist.lbz.rU/authors/informatilca/3/ppt9kl.php
2. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : http://school-colIection.edu.ru
3. Операционные системы Windows XP
4. Пакет офисных приложений MS Office 2007, OpenOffice
5. Материалы авторской мастерской Босовой Л. Л. - Режим доступа : http://metodist.lbz.ru/ authors/infonnatika/3/umk8-9.php
3. Аппаратные средства.
• Компьютер - универсальное устройство обработки информации. Основная конфигурация современного компьютера обеспечивает
учащемуся мультимедиа возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
• Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п., технологический элемент новой грамотности,
радикально повышает уровень наглядности в работе учи теля, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему
классу, эффективность организационных и административных выступлений.
• Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для выполнения многих
действий необходим или желателен цветной принтер, в некоторых ситуациях - использование бумаги и изображения большого формата.
• Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети, предоставляют доступ к российским и всемирным
информационным ресурсам, позволяют вести переписку с другими школами.
• Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с
оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
• Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные
устройства аналогичного назначения). Особое значение специальные модификации этих устройств имеют для учащихся с проблемами
двигательного характера, например с ДЦП.
• Устройства создания графической информации (графический планшет) используются для создания и редактирования графических
объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
• Устройства для создания музыкальной информации (музыкальная клавиатура вместе с соответствующим программным обеспечением)
позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
• Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, цифровой микроскоп, аудио- и

видеомагнитофон - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
• Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности и др.) позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об
окружающем мире.
• Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического
управления (обратная связь и т. д.) одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
4. Программные средства.
• Операционная система.
• Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
• Антивирусная программа.
• Программа-архиватор.
• Клавиатурный тренажер.
• Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу
разработки презентаций и электронные таблицы.
• Звуковой редактор.
• Простая система управления базами данных.
• Простая геоинформационная система.
• Система автоматизированного проектирования.
• Виртуальные компьютерные лаборатории.
• Программа-переводчик.
• Система оптического распознавания текста.
• Мультимедиапроигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
• Система программирования.
• Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
• Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
• Программа интерактивного общения.
Простой редактор веб-страниц.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».